«Сего 14 января 1880 года открыто временное товарное движение по Муромской железной дороге» - доложил 135 лет назад императору Александру II министр путей сообщения России Константин Николаевич Посьет.
Первый грузовой поезд вышел из Мурома 14 (26) января 1880 года, а 5 марта того же года было открыто временное пассажирское движение. В октябре 1880 года вновь назначенная комиссия разрешила открыть постоянное товарное и пассажирское движение, со скоростью до 25 вёрст в час. 1 января 1881 года последовала официальная передача Муромской железной дороги от строителей в эксплуатацию Общества. 1 октября 1885 года Муромская железная дорога перешла в казённое управление.
Муромская железная дорога как отдельная линия находилась в ведении Управления казенных железных дорог до 1897 года. В 1897 году было принято решение о соединении трех железных дорог: Нижегородской, Курской и Муромской под одним управлением. Началась новая страница в истории Муромской и Нижегородской железных дорог.