Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды24 октября 2014 5:16

Ангелы и демоны

На Римском фестивале прошла премьера нового фильма Алексея Федорченко, названного «Марком Аврелием будущего»
«Ангелы революции»

«Ангелы революции»

Фото: кадр из фильма

Почетный приз с таким названием, специально изобретенный под Федорченко покидающим пост директора Марко Мюллером (когда-то именно он открыл его международной публике, показав в Венеции «Первых на Луне»), вручили режиссеру перед мировой премьерой его картины «Ангелы революции». Таким образом Федорченко не только выдали кредит на будущее, но и подтвердили его особый статус в настоящем.

Автор «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари» - странных, поэтических, ни на что не похожих фильмов - уникален не только в мировом контексте, куда его упорно помещает Мюллер. Если вдуматься, среди известных имен уж точно, Федорченко — едва ли не единственный режиссер, которого можно с полным правом назвать российским, понимая под этим словом все, что противоположно «московскому», «питерскому», вообще «столичному» кино.

Несмотря на успех в Европе, Федорченко по-прежнему живет и снимает в Екатеринбурге (даже Мексику для новой картины умудрился снять где-то там же!). Как никто, он чувствует под собой огромную, сложную, очень странную, разнополярную, многоукладную, во многом варварскую страну и, не отвлекаясь на досужую социальность, работает с ее диковатыми фактурами и мифами.

Если задуматься об аналогиях в мировом кино, то «Небесных жен луговых мари» можно было сравнить с «Цветком 1001 ночи» Пазолини (хотя сам режиссер называл этот фильм «марийским Декамероном»): картина имела такое же лоскутное строение, ее отличали какая-то разнузданная нежность и схожий лирический этнографизм. Это был фильм-букет, сложенный из цветков и лепестков разной степени красоты, яркости, свежести. Новая картина, снятая на историческом материале, сконструирована по схожему поэтическому принципу: в калейдоскопе часто отменно придуманных историй «ангелов» - посланных революцией на перевоспитание языческих северных племен представителей советского авангарда — вроде бы тонет история главной героини, пламенной революционерки Полины Шнайдер (томная, женственная Дарья Екамасова, утвержденная на эту роль решительно «против типажа»), но на то она и Полина-революция, что попробуй ее утопи. «Вы живы?» — спрашивают ее, только что вернувшуюся с ответственного партзадания — вербовки ли буддистских монахов или налаживания дел с Красным Ираном. «Мы уже давно умерли, — сурово отвечает Полина, — теперь за вами пришли». Смерть — ни своя, ни чужая - совершенно не страшна тем, кто уже геройски отдал жизнь за Родину, кто не делает различий между «тем» и «этим» светом, кто готов и «оттуда» продолжать революционную борьбу.

Почетный приз с таким названием, специально изобретенный под Федорченк, вручили режиссеру перед мировой премьерой его карти

Почетный приз с таким названием, специально изобретенный под Федорченк, вручили режиссеру перед мировой премьерой его карти

Фото: АВТОР

То, что язычества в этих революционерах, возводивших каменные истуканы в честь Иуды как первого богоборца, было ничуть не меньше, чем в тех, кого они приехали культурно колонизировать, понятно без слов. Но в картине о том, как лесные ненцы и первобытные ханты предпочли остаться со своими божками и шаманами, не дав себя совратить столь же наивным демонам супрематизма и конструктивизма, несмотря на трагический финал, можно рассмотреть и глубоко позитивный мессидж: как бы ни охмуряла власть попавшиеся ей под руку народности и народы, как бы ни пыталась железной рукой направить их к тоталитарному счастью, одна шестая часть суши все равно останется какой и была — темной, дремучей, языческой и еще долго будет чихать кровавыми соплями на всех реформаторов и революционеров.

На Римском фестивале прошла премьера нового фильма Алексея Федорченко, названного «Марком Аврелием будущего»

На Римском фестивале прошла премьера нового фильма Алексея Федорченко, названного «Марком Аврелием будущего»

Последний кадр картины, в котором, распевая песню Пахмутовой «Жила бы страна родная, и нету других забот», на ходунках появляется совсем древняя старушка - первая из родившихся не в чуме, а в построенном большевиками роддоме, рифмуется с изумительным, мало кем виденным фильмом Федорченко «Тот свет» (он показывался на первом фестивале «Движение» в Омске). Эта картина повествовала о ничем не примечательных российских гражданах, которых пережитый ими исторический опыт превратил в таких монстров, что рядом с ними любой обитатель «Твин Пикса» только перекрестится и отдохнет. Зная лукавство Федорченко, в свое время отправившего русских на Луну, можно предположить, что и старушка Катя на ходунках, и герои с «Того света» - персонажи его мокьюментари. Но нет: «Ангелам революции» предпослан титр «Основано на реальных событиях», а «Тот свет» населяли вполне себе «документальные», невыдуманные монстры. Старичок рубил осинку для бани и не без ностальгии вспоминал, как рубил в гражданскую головы. Нетрудно дофантазировать, как этот ворошиловский стрелок без раздумий отправил бы на «тот свет» и революционных художников, соратников Малевича и Мейерхольда, да еще и гордился бы этим всю оставшуюся жизнь. Линчевский макабр реальной российской жизни не надо придумывать, его нужно уметь увидеть и снять, и Федорченко делает это как никто — вскрывая лютую повседневную хтоническую жуть, давая голос невидимым при жизни и забытым после смерти ее жертвам и носителям. В новой картине он поднял из небытия еще и целый огромный культурный пласт русского авангарда, за что нужно сказать особое спасибо — если и можно чем-то гордиться из искусства той поры, то именно им, а не старыми песнями о тревожной молодости.